(044) 581 30 90

ua ru en

Интернет-портал «DELO.UA»

 

Интервью Директора НИСЭ Геннадия Пампухи для интернет-портала "DELO.UA"

Кому пойдет на пользу рост штрафов за перегруз автомобилей?

Летний анонс чиновников о повышении санкций за проезд транспорта с нарушением весовых и габаритных норм пока не нашел своего отображения в нормативных актах. Что ждет автоперевозчиков, если эти решения все же будут легализованы

Конец июня и большую часть июля 2013-го украинские транспортные чиновники неустанно рассказывали о нарушениях установленных параметров перевозки грузов по автодорогам страны. В Мининфраструктуры и в Госинспекции по безопасности в наземном транспорте (Укртрансинспекция) вовсю отчитывались об успехах в борьбе с перегрузом автомобилей и неустанно пропагандировали необходимость усиления штрафных санкций за тот самый "перегруз" и сопровождающий его "негабарит".

Информповодом ко всему этому послужило одобрение на правительственном заседании 26 июня проекта постановления об усилении санкций в отношении нарушителей габаритно-весовых характеристик транспортных средств. А в середине июля представители транспортных госорганов провели совместный брифинг в Мининфраструктуры, на котором было оглашена "статистика борьбы" и обрисована стратегия противодействия "нарушениям законодательно установленных требований" к автоперевозчикам.

Что на самом деле означают эти бюрократические формулировки? Кроме предусмотренных в нормативных актах страны физических пределов для грузового автотранспорта (общая масса — 38 тонн, осевая нагрузка — от 11 до 22 тонн в зависимости от количества осей).

Инспектор всегда прав?

В период с начала апреля по десятые числа июля нынешнего года в Украине было проверено чуть менее 16 тыс. грузовиков, в ходе чего обнаружено свыше 470 нарушений автотранспортного законодательства. Санкций по ним было применено на сумму более чем 809 тыс. грн, сообщили Delo.UA в Укртрансинспекции. Контроль был проведен в 21 области страны и Крыму посредством 39 весовых "точек". Кроме того, надзор за соблюдением габаритно-весовых параметров был усилен в ряде морских портов страны, где организованы пункты Укртрансинспекции. И каждый десятый грузовой автомобиль не прошел проверку: в первую декаду июля "перед заездом и выездом в портах проверено 1 398 транспортных средств, обнаружено 123 нарушения, 145 грузовиков задержано".

Эти цифры были приведены в материалах к июльскому совместному брифингу контролирующих транспортную сферу чиновников. В них содержалось объяснение активизации "надзора и контроля" за грузовыми перевозками со стороны ГАИ и Укртрансинспекции. "Наша цель — не наказать за нарушение, а не допустить въезд перегруженных транспортных средств на дороги общего пользования ради их сохранения", — объяснил Евгений Пронченко, председатель Укртрансинспекции.

Существует, однако, и другая реакция на эту более чем двухмесячную инспекционную эпопею. Во второй половине июля водители грузовиков в Николаевской и Кировоградской области проводили административных правонарушениях статьей 1322 следующего содержания: "Неуплата автомобильным перевозчиком (физическим лицом) платы за проезд дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные, на протяжении 30 рабочих дней со дня получения расчета платы влечет за собой наложение штрафа на автомобильного перевозчика в размере пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан".

Намечаемой схеме в изяществе не откажешь. "Уличенному "в перегрузе" предлагают уплатить за пользование общими автодорогами "по повышенному тарифу". Если это не будет сделано на протяжении месяца, с нарушителя взимают штраф в 85 тыс. грн, что совсем не освобождает его от внесения той самой пересчитанной платы", — комментирует Игорь Сидоренко, ведущий адвокат международной адвокатской компании B.I.M.

Официальное предназначение

Представители инфраструктурного министерства и Укртрансинспекции заверяют в необходимости ужесточения финансовых санкций в отношении перевозчиков, допускающих перегруз и негабарит. По их словам, даже усиление контроля по ныне действующему порядку приносит результат. "Если раньше установленная на трассе "Киев-Чоп" система весового контроля фиксировала ежедневно 200-300 грузовиков, идущих с нарушениями, то на сегодняшний день (конец июля — Ред.) это число опустилась до 30. Перевозчики понимают, что лучше идти без перегруза", — отметил в комментарии Delo.UA Свищовский.

Чиновники подчеркивают, что изымаемые по обновляемой процедуре габаритно-весового контроля деньги будут направляться в бюджет страны, штрафные средства — "Укравтодору" на ремонт дорог. Правда, конкретные цифры планируемого "заработка на штрафниках" в той же Укртрансинспекции назвать затрудняются.

Между тем, не раз уже высказывалось замечание такого порядка: перед тем как повышать штрафы и уберегать украинские трассы от грузовиков-нарушителей, следует сначала привести дороги в нормальное состояние (приближенное к европейским стандартам). Даже в "Укравтодоре" отмечают, что 90% дорог в стране требуют капитального ремонта. Но сделать это будет крайне непросто — с учетом финансовых соображений. "Если ремонт дорог будет финансироваться на нынешнем уровне, то привести их в надлежащее состояние можно будет только через 85 лет", — заявлял в прошлом году глава "Укравтодора" Евгений Прусенко в комментарии "УкрИнформу".

В 2010 году из гос банка и Всемирного банка. Это 3,15 млрд грн. Кроме того, с декабря 2012-го по февраль 2013 года мы привлекли 7,27 млрд грн от размещения 

Delo.UA обратилось в два отраслевых объединения с целью выяснить отношение к намерениям властей подправить автодорожный бюджет посредством увеличения штрафов. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины нам сообщили, что здесь занимаются только "международниками", которым невыгодно ездить с перегрузами в Европу и страны СНГ. Во Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков заявили, что занимаются только пассажирскими перевозками и от комментария отказались. Выходит, что официально в Украине защищать интересы грузовых перевозчиков не берется никто…

Вопрос в цене

Неофициально, впрочем, отношения к "инспекционно-финансовым" новшествам выяснить удалось. Вот слова руководителя одной из крупных фирм по грузовым автоперевозкам: "Цена вопроса — 200 грн, и водителя вместе с перегруженным транспортным средством просто отпускают, даже без взвешивания автомобиля".

По мнению нашего собеседника, новый порядок габаритно-весового контроля и внесения платы за проезд сыграет лишь в том, что взятка вырастет в размере. Он полагает, что усиление финансовых санкций этот рынок особо не переформатирует. Разве что в некоторых случаях вырастут "процентов на пять-восемь" ставки на перевозку — в связи с увеличением "вознаграждений" на пунктах весового контроля.

А вот некоторые юристы уверены — позитив для рынка от новшеств все же может быть. "После их принятия "теневые игроки", которые не приобретают лицензии, будут соблюдать (требования по весу и габаритам — Ред.), поскольку появится большая вероятность, что груз не дойдет до адресата, а это невыгодно никому", — полагает генеральный директор ЮК "Принцип" Геннадий Пампуха. И добавляет: "Это еще один стимул для нелегальных перевозчиков легализировать свою деятельность".